457.61
493.07
4.99
Рус

Подписаться на новости:

Редакция Malim: +7 707 830 77 21

© 2025 Malim.kz Қоғамдық-саяси сайт!

Водители Indriver и Yandex спросят с парламента - депутат

Не успели в правительстве публично озадачиться аварийностью на дорогах, как в глава Комитета транспорта Минтранса Алтай Али презентовал депутатам законопроект о передаче контроля пассажирских и грузовых перевозок в частные руки. Депутаты же, быстро сообразив, что из-за новшества тысячи водителей приложения Indriver и Yandex могут остаться без работы, забоялись за себя. Толпы голодных семей у здания парламента никто из них видеть не хотел.

Выступая с презентацией в мажилисе в четверг, 5 октября, Алтай Али сообщил, что с контролем над международными, межобластными и нерегулярными автобусными перевозками государство, мягко говоря, не справляется. В своем бессилии, приводя высокую статистику аварийности и смертности на дорогах, чиновники расписались и на прошедшем недавно заседании правительства.

Теперь они хотят, чтобы качество услуг перевозчиков контролировала саморегулируемая организация – это некоммерческое партнерство, призванное объединить юридических лиц и ипэшников, занимающихся перевозками.

Читайте также: Как удержать казахстанцев от соблазна брать кредиты, придумали депутаты

— Вот вы говорите, что нужно проводить медицинское освидетельствование таксистов. Но на это требуются деньги. Вы говорили, что таксисты сами должны эту услугу оплачивать. В итоге их расходы ведь лягут бременем на карманы простых людей, ведь цена проезда возрастет. Как вы видите решение этой проблемы? – поинтересовался депутат Нартай Аралбай.

— Таксисты обязаны проходить регистрацию в специальной организации. Требование об обязательном предрейсовом осмотре обязан выполнять любой таксопарк или организация, занимающаяся перевозками. Поэтому новшество не повлечет дополнительные расходы для водителей, - ответил Алтай Али.

Алтай Али 

Было понятно, что депутат имел ввиду перевозки через приложения Indriver и Yandex, которые предрейсовое медобследование вряд ли могут обеспечивать. Отвечая на его вопрос, зампред комитета транспорта Селим Куанышулы отметил, что пока речь о запрете этих приложений не идет.

—  Мы лишь хотим, чтобы Indriver и Yandex исполняли требования национального законодательства, в противном случае будем вынуждены их работу прекратить. Результаты поверхностного анализа показывают, что за прошедшие полгода водители, работающие с этими приложениями, допустили 552 аварии, погибло 77 человек, а если тщательные проверки проводить, результаты будут еще более страшными, - сказал Селим Куанышулы.

Депутатов смертельная статистика совсем не шокировала. Они понимали, что если контроль над перевозками ужесточат, то многие семьи останутся голодными, тогда массовых протестов точно не избежать.

—  В Алматы и Астане, возможно, деньги есть. Но посмотрите на машины в регионах. У них нет денег. Как они будут зарабатывать? (…) Один автобус может несколько семей прокормить. Завтра люди поднимутся и с нас будут спрашивать: как вы такое допустили? Вы знаете, как проводят медобследование? Бывает, что и медсестры нет. Очень много водителей без прав ездят, но самое главное – вы без работы людей оставляете! – сокрушался депутат Мурат Ергешбаев.  

Глава комитета транспорта Алтай Али продолжал стоять на своем.

—  Анализ показал, что большинство аварий из-за того, что водители не соблюдают режим труда и отдыха. Мы не скрываем, что сейчас медобследование часто не проводят, это мы признаем. Поэтому считаем, что частный сектор сможет регулировать это. У нас кадров не хватает для полноценного контроля, - отвечал он.  

Соглашаться с идеей законопроекта парламентарии все равно не хотели. Депутат Анас Баккожаев вспомнил, что если нотариальная палата справляется с саморегулированием, то сфера племенного скотоводства с этим справиться не смогла.

— Открылось 16 палат в области овцеводства вместо планируемых четырех, началась борьба за взносы: кто создает палату, тот богатый; кто возглавляет ее, тот влиятельный. Здесь так же будет. Рынок перевозок большой, субъектов очень много, - заметил Баккожаев.

Алтай Али не разделил его опасения, аргументируя тем, что в сфере животноводства была борьба за субсидии, а в сфере автоперевозок таких потоков денег нет. Скепсиса в обсуждение добавила депутат Каракат Абден. Она считает, что контролировать качество автоперевозок можно через системы GPS - отслеживать километраж, скорость, время езды и отдыха на стоянке.

—  Прежде чем идти на это совещание я поговорила с группой молодых айтишников. Они говорят, что это несложно. Много ума не надо, чтобы передать (контроль над качеством перевозок- Ред.) в конкурентную среду. Но передать с четкими установками по техническим требованиям, - заметила Абден.

Ее поддержал и руководитель рабочей группы, депутат Тилектес Адамбеков. Законопроект он счет недостаточно проработанным.

—  По своему опыту сужу: законопроект «сырой». Об этом сказали и мои коллеги. Вы (правительство – Ред.) хотите свою ответственность перекинуть в частный сектор. Такое ощущение, что то, что вам по силам, вы оставляете, а то, что нет - отдаете рынку, - сказал Адамбеков.

Несмотря на критику, депутаты пообещали изучить законопроект и внести свои предложения в рабочих группах.

Читайте также: «Просил не приставать к женскому персоналу» - потерпевший по делу Мухамедиулы

Самое читаемое