Последний звонок: почему не спит Гани Бейсембаев?

Как все начиналось
В начале прошлого года добродушному бизнесмену Айдыну Рахимбаеву, успевшему тесно застроить жилыми комплексами крупные казахстанские города, и теперь возводящему частные школы и по ГЧП, пришла идея продлить учебный угод. Бизнесмен посчитал, что казахстанские дети 120 дней на каникулах «слоняются без дела, в гаджетах», когда как дети из развитых стран учатся дольше. Рахимбаев тут же отметил потери.
Читайте также: Тимур Данебаев, обвинявший Токаева, оказался на скамье подсудимых
«И вот так мы теряем 1-1,5 месяца обучения ежегодно. К тому же, согласно исследованиям американских ученых, дети из-за длительных летних каникул забывают около 25 процентов от всего пройденного материала. Поэтому мы предложили продлить учебный год хотя бы до 38 недель", - отметил Рахимбаев в соцсетях.
Его подписчики, будто предчувствуя неладное, раскритиковали идею. Родители школьников убеждали, что условия обучения в развитых странах невозможно сравнивать с условиями в казахстанских школах, к тому же перегруженных до предела. Правительство же сделало вид, что не воспринимает слова Рахимбаева всерьез. Вот как Министерство образования и науки успокаивало общественность 14 февраля прошлого года:
"Все организации образования независимо от формы собственности обязаны соблюдать государственный общеобязательный стандарт. Считаем, что при внедрении новых проектов важен научный подход, подкрепленный доказательствами, и предварительное обсуждение", - сообщили чиновники МОН.
Аймагамбетов в деле
Но уже 12 августа министр образования и науки Асхат Аймагамбетов (на снимке) подписал приказ об увеличении учебного года на две недели за счет сокращения весенних и летних каникул. Родительская общественность бунтовала против нововведения не только в соцсетях. Инициативные группы требовали вернуть учебный год в прежний формат и в письменных обращениях, и на встречах с чиновниками. Но доводы о том, что учиться во время жарких дней в переполненных трехсменных школах тяжело физически, для них были неубедительны.
Скандал достиг апогея в конце учебного года, когда родители стали возмущаться, что до 25 мая школы фактически завершили образовательную программу, и теперь ученики вынуждены лишь сидеть в душных кабинетах без дела. Министерство просвещения в ответ ничего не придумало, кроме как обещать наказывать за это директоров школ. Социальные сети кипели от негодования родителей.
«наш дорогой айрон мен (Рахимаев – Ред.) забыл, видимо, что подавляющее большинство детей Казахстана обучаются в государственных школах, расположенных в старых зданиях, где в некоторых классах сидят по 35 - 40 человек. В классах нет кондиционеров, а после так называемых реконструкций, окна не открываются», - замечает гражданская активистка из Алматы Любовь Ульбашева на своей странице в Фейсбук (орфография и пунктуация сохранены).
Припоминают Рахимбаеву и его опыт застройки многоэтажками, который часто вызывает в обществе недовольство.
«Рахимбаев в своем посте пишет, что дети в Корее и Японии проводят занятия в парках. Я была бы безумно рада, если бы мой ребенок проводил время в парке. Да только беда в том, - если наш великий строитель не в курсе, - у нас, в частности, в Алматы, застраивается каждый свободный клочок земли и поэтому у нас НЕТ нормальных парков, где дети могли бы расположиться вместе с учителем. Уж не он ли, и его конкуренты-коллеги по цеху застраивают каждый свободный кусок земли своими уродливыми многоэтажками?», - отметила Любовь Ульбашева.
Что скажет наука?
В среду, 31 мая, в школах наконец-то отзвенели последние звонки, но напряжение от увеличения учебного года в обществе все равно не утихает. Новый глава образовательного ведомства, министр просвещения Гани Бейсембаев просит время и не прекращает замерять градус общественного недовольства в интернете.
"Министерство просвещения на постоянной основе ведёт мониторинг социальных сетей. В адрес министерства поступают обращения с просьбами о пересмотре сроков окончания учебного года. Принимая во внимание вышесказанное, хотелось бы пояснить, что в течение всего уходящего учебного года комиссия в составе экспертов вела анализ, для подведения итогов которого требуется завершение полного цикла обучения, то есть 36 недель", – отметили в министерстве во вторник, 30 мая.
Впрочем, образовательный бизнес, в котором теперь активно занят самый заметный идейный вдохновитель в сфере образования Айдын Рахимбаев, в таких условиях только процветает, особенно если вспомнить, что для владельцев частных школ власти предусмотрели ряд серьезных преференций, в том числе налоговых. Кроме того, как сообщили СМИ, с 2020 по 2025 годы года компания BI Group возведет 50 школ в рамках ГЧП по всему Казахстану.
В среду, 31 мая, в кулуарах мажилиса, депутат Ирина Смирнова назвала инициативу о продлении учебного года волюнтаристской и необдуманной. По ее информации, родительская общественность намерена обратиться к властям с петицией об исключении внедренной практики. Минпрос же обещает опросить экспертов, чтобы вынести окончательное решение и обосновать его с научной точки зрения.
Читайте также: Потомки жертв Ашаршылыка страдают до сих пор – родолог Алия Сагимбаева
Фото: primeminister.kz